Эротические метаморфозы
Против порнографии и похабщины за бога Эроса и эротику
Быть может (и без всякого “быть может”), самое большое различие, существующее между эротикой и порнографией, заключается в том, что эротика имеет божественное начало и приносит удачу, тотда как порнография низка и приносит неудачи. Римляне имели богатый опыт по части эротики и знали все это. Это в их языке слово “похабный” (по-латыни obscenus) приобретает значение “зловещий”.
Эротика за тех, кто носит галстук, то есть кто богат. Это—удел орлов, богов!
Порнограф же беден; он не носит галстука, его злая судьба сродни доле черепахи, которой суждено быть раздавленной. Видел ли кто-нибудь когда-нибудь богатую черепаху, конечно, кроме Жориса-Карла Гюисманса, но та от того и сдохла!
Все те, кто сегодня носит свитер с черепашьим воротником, обречены на упадок, на неизлечимую бедность, и всегда их зубы будут испачканы хроническим майонезом.
Невозможно представить себе черепаху, тащущую за собой жалкий галстук, на который налипали бы плевки, окурки, яичная скорлупа от омлетов с пряностями и прочие гадости.
Порнограф с преждевременно состарившимся черепашьим лицом, похабный калека, бесстыдно лысый и разгоряченный, протягивает вам на углу грязные открытки, держа их в своей черепашьей лапке, которую он едва осмеливается высунуть из рукава своего заскорузлого пиджака.
Эрос же, бог любви, наоборот, стоит прямо, вознося к небесам руку со своим галстуком, с висящим на несгибаемой алебастровой шее колчаном. Этот черепаховый—но античерепаший—колчан полон спермати-ческих стрел и является самым славным, самым величественным из мистических атрибутов этого ангела орлов, попирающих грязных черепах.
Порт-Лигат, воскресенье 4 августа 1968 года Сальвадор Дали
|